пятница, 20 апреля 2012 г.

Нематода клематиса

Это очень печально начинать свой новый цветочный блог с описания болезней... Я-то мечтала, что вот сейчас у меня тут будет всё цвести и благоухать, но...

Но сегодня я выкинула один свой клематис...
Я точно не помню, когда посадила его... Толи осенью 2008го, толи весной 2009... Первый год он отходил от пересадки и перевозки. Везла я его из деревни бабушки. Кустик был получен делением материнского куста. Но все же тремя цветочками он меня порадовал. А дальше он начал меня удивлять. В 2010 он выпустил свой последний единственный за весь год цветочек:



 А далее была только зеленая растительность. Кустик был вроде бы со многими побегами, побеги были длинными, что вот я думала, он зацветет - и будет красота. Но красоты не случилось. Да и лисья измельчали Весной 2011 я сказала ему (дада, я переодически разговариваю с растениями - вот такая я странная девушка), что у него последний шанс показать себя и если нет, то на следующий год я его пересажу. Но клематис себя так и не показал. Рядом цвели два других, а он просто зеленел на их фоне. Мама предполагала, что он просто слишком стар, мол отрезали его от старого куста. Хотя делением куста клематисы, наоборот, омоложаются.

Но то, что он болен, у меня, честно говоря, даже и мысли не было. Сегодня, просматривая в интернете как делить кусты, я случайно наткнулась на описания болезней. И что-то меня зацепило в одном, хотя я даже не могла и подумать, что это пригодится. Просто зацепило описание корней. И то, что это ведет к прекращению цветения.

И вот, твердо намереваясь поделить куст, я, вооружившись лопатой и секатором, подошла к клематису. Он уже ожил после зимы - показались первые листочки, выглядывали молодые побеги...



Вздохнув (а я писала, как я люблю клематисы) и подумав, главное не доломать его, я с фразой "Я предупреждала!" обрезала плети до рекомендуемой длины и выкопала клематис. Что-то мне показался странным один торчащий корешок. Обычно корни клематиса прямые... А этот был с "картошечкой". Я оттащила клематис к воде (так как после дождя мокрая земля не счищалась с корней) и обмыла корни... Ох! И эту землю я размыла по всему огороду!!! Вот она! Нематода! Заперев ребенка в коридоре и сбросив грязные и мокрые перчатки, я поскакала быстро к компьютеру, искать, где же я это только что видела. И что с этим делать... А что с этим делать... Только уничтожать... В общем, вот так она выглядит эта зараза:





 Ну а теперь, собственно о том, что это и как с ним бороться. Статья взята отсюда: http://floweryvale.ru/diseases-and-pests/nematode-clematis.html

Нематода клематисов



(больные и здоровые корни)




Как проявляется нематода клематисов? Клематисы перестают расти, листья измельчаются, блекнут цветки. Если растение выкопать, то на корнях будут видны утолщения.

В последние годы нематода стала для клематисов вредителем номер один. Эти микроскопические черви-паразиты поселяются в разных частых растения. Наибольший вред наносят корневые нематоды. В результате их жизнедеятельности проводящие сосуды корней деформируются и смещаются, клетки сильно разрастаются, на прежде ровных шнуровидных корнях появляются клубеньки — галлы.
При поражении листовыми и стеблевыми нематодами листья и бутоны клематисов становятся уродливыми, стебель — ломким, утолщенным, на листьях появляются желтые и бурые пятна. Короткотелые нематоды вызывают образование желтых некротических пятен, с течением времени пораженные корни темнеют и отмирают.

Трудности борьбы с вредителем заключаются в том, что на первых порах нематода незаметна, а когда признаки ее деятельности становятся видны, растение уже обречено на гибель. Прежде всего, надо тщательно проверить уже растущий на участке посадочный материал. Если клематис отстает в развитии, выглядит угнетенным и плохо цветет, есть повод заподо­зрить в этом нематоду.

Выкопайте клематис и внимательно рассмотрите его корневую систему. При поражении нематодой его надо обязательно уничтожить, а почву вокруг — обеззаразить. Как бы ни было жалко расстаться с тем или иным сортом, лишь одно больное растение может стать очагом рас­пространения полчищ нематод. Яйца их сохраняются в земле долгие годы, и лишь тщательная выборка из земли пораженных корней с последующей обработкой ее горячим паром способна убить паразитов.

Главное условие борьбы с нематодой — покупка только здорового посадочного материала. Корни должны быть упругими, светло-коричневыми, ровными по всей длине, без утолщений, вздутий и омертвевших тканей. От нездорового и даже от подозрительного саженца придется отказаться.

При правильной агротехнике клематисы редко поражаются болезнями и вре­дителями. Поскольку нематоды развиваются при температуре выше 15°, важно не допускать перегрева почвы под клематисами, полезно мульчировать ее торфом и опилками. Нельзя использовать свежий навоз: выделяемое им тепло способствует размножению паразитов.

Своевременный сбор и сжигание растительных остатков осенью также препятствуют распространению нематоды на участке. Она не любит селиться и там, где рядом с клематисами растут бархатцы, календула, настурция, мята, чеснок, а сорняки тщательно выполоты.

Вот такие печали...

Комментариев нет:

Отправить комментарий